Интервью с сервисным центром: "Бензопилы и как их обслуживать"

Нами было преведенно интервью со специалистом, одного из сервисных центров продукции "Emak", Подгорным Львом Пантилеевичем, в области садовой техники, у которого за плечами "ремонтника" уже 7,5 лет.

- «Расходники» - это, пожалуй, первоначально цепь? А насколько ее будет хватать?

- Именно такие вопросы чаще всего  и задают – сколько времени прослужит цепь, ведущая звездочка и шина? Ответ на данные вопросы дать однозначно нельзя, потому что все зависит от условий использования. При традиционной для бытовых пил эпизодической работе цепи  будут служить несколько лет, а замена звездочки и шины – вообще процесс далекого будущего.

В то же время бывают случаи, когда уже спустя неделю после приобретения приносят пилу с полностью обносившейся шиной. А цепи не имеют ни одного строго угла и все сверкают, так будто отшлифованные (новенькая цепь вороненая, темная). Выясняется, что данной машиной распиливали старый сруб. А, как известно, они положены паклей. Так как дом было старый и стоял у дороги, то пакля была до отказа забита песком… Происходят еще случаи, когда переламывают винт натяжения и неправильно фиксируют цепь, и даже,  ломают прижимные шпильки. 

- В чем же состоит проблема? Крайне сильно натягивают цепь? Или , наоборот, очень слабо?

- Все гораздо хуже. На шине имеется отверстие, в которое не попадают зубцом натяжителя, а затем «от души» начинают затягивать гайки. Хотя, даже несильно натянутая цепь может преподнести много неприятностей. Наиболее допустимый – соскочит, а то и вообще сломает пилу. Слабое натяжение приводит к раннему износу ведущей звездочки. И если бы она равномерно изнашивалась! Зачастую владельцы бензопил приходят в мастерскую с претензией: «цепь натягивается, однако затем ослабевает». Исправляется это лишь заменой звездочки.

В целом, если скажу, что все неприятности от цепи, то не очень то и погрешу с правдой. Цепь должна быть правильно натянутой и острой. 

- Бывает, поставишь новую шину, правильно натянешь цепь, начинаешь пилить, а она самопроизвольно натягивается либо ослабевает… В чем тут могут быть хитрости?

- В инструкции сказано: «Приподнимите выступающую часть шины…»  Дело вот в чем:  так как диаметр шпилек не больше, чем ширина прорези в самой шине, то она постоянно имеет небольшой люфт и может быть закреплена с наклоном как вверх, так и вниз. Чаще всего распиливают нижней стороной шины, следовательно, ее нужно закреплять с «задранным носом». Однако в ходе работы она сама будет занимать это положение, но когда шину первоначально зафиксировать в положении «носом вниз», то  цепи будет натягиваться при «прохождении» горизонтали так сильно, что может  даже остановить работу двигателя.

Если пилят верней и нижней стороной поочередно, то нужно настраивать натяжение при горизонтальном положении шины и гораздо чаще его проверять. Усвоить данные приемы лучше до начала эксплуатации, пока пила еще чистая. Тоже самое можно сказать и о тормозе цепи. Очень много разочарований приносят попытки работы на тормозе!

Самое простое – «не заводится», а более неприятное – дорогой ремонт и оплавление корпуса. И еще о чистоте – иногда под ленту тормоза набивается столько грязи, что происходит подтормаживание 

- Как это – не запускается? Ведь во множестве инструкций как раз и советуется заводить на тормозе!

- Данное условие недавно ввели в Европе, в целях безопасности. К примеру, у MaxCut данного требования нет. Без тормоза двигатель будет заводиться лучше.  Но основная проблема заключается в том, что после пуска люди начинают забывать сразу снять устройство с тормоза, а пила ведь функционирует на «полугазе», а не в холостом режиме. Ждут, пока двигатель прогреется, а получают перегрев сцепления и оплавление корпуса. 

- Какие еще могут быть сложности при запуске?

- Первоначально «о святом» - смазке и горючем. Самые сложные повреждения двигателя связаны с использованием неподходящего топлива! Нужно отметить, что это не гарантированный случай, так что ремонта по гарантии не будет. Итак: «…использовать бензин, у которого октановое число выше 90». Это означает – отечественный Аи-92. Не нужно брать Аи-95, потому что в нем в отличии от европейский и американских аналогов очень много примесей, которые вредны для двухтактных двигателей.

Приготовление смеси является ответственным делом. Лучше купить в магазине мерный полиэтиленовый стаканчик. Крышки, колпачки, ложки  и другие мерки советуемые на рынке или многоопытным соседом, не используйте.

- А можно использовать шприц?

- Шприц можно использовать, если он имеет мерные деления. Смесь нужно готовить в прозрачной посуде, чтобы увидеть все происходящее: бензин с осадком, ход смешивания, возникновение мути в случае воды, разложения масла и т.п. готовую смесь не нужно хранить более семи дней. Не следует оставлять инструмент с остатками топлива – выработайте его на холостом ходу, без подгазовок. 

- Всегда было интересно, почему нельзя хранить готовую смесь? Может быть, ее просто достаточно основательно перемешать, перед тем как заправлять?

- Смесь портится необратимо – выпадает осадок, расслаивается. А случается и так – на глаз ничего не видно, но масло уже пришло в негодность и не будет обеспечивать смазку. Точнее сказать я просто не могу, так как я не химик, но, к несчастью, это действительно так. А взбалтывать перед заправкой никогда не будет лишним. 

- Чаще всего указывают более продолжительный срок хранения, примерно месяц…

- Срок пригодности зависит от качества бензина. Другой раз она может порадовать, что даже осадок практически моментально выпадает. Из-за этого лучше готовить не сильно много смеси, а столько, чтобы вам хватило на работу сегодня. 

- Какие советы вы дадите по выбору масла? Определенные компании советуют применять их фирменное, а если применять продукцию иных производителей повышать концентрацию в раза 2. Что это – рекламный ход для продвижения своего товара?

- Не только. Это еще означает, что они испытывали с данным маслом и дают гарантию надежной работы и указанный ресурс двигателя. Так как среди масел есть хорошие, которые рекомендуют производители бензопил, а есть и noname (безымянные). Таким образом, и перестраховываются. 

- Не проще было бы составить список компаний, масло которых подходит?

- Кто же будет давать рекламу, тем более конкурентам…?

- С моторным маслом все понятно, теперь давайте поговорим о масле для цепи.

- Целесообразно использовать специальное фирменное масло. Она будет работать лучше – отлично удерживаться на звеньях цепи, будет предотвращать отложение смол на шине, быстро разлагается в земле и экологически безвредно.

- Допустимо ли использование моторных масел?

- Да. По идее годится все, кроме отработки и олифы. Однако нужно отметить, что скорость подачи масла будет ненормируемой. Параллельное опорожнение топливного и масляного баков будет достигаться только при применении фирменного масла в условиях испытаний на стенде. Когда расход повышается, это не так страшно, хуже будет, когда понижается и смазки будет не хватать. 

- Встречался с такой проблемой – биоралагаемые фирменные масла на морозе подмерзает чуть ли не до пластилиновой консистенции.

-  В данных случаях это масло можно разбавлять дизельным топливом. Или использовать моторное, также разбавив его дизелем.

- С маслом разобрались, давайте вернемся к новым бензопилам. Масло и топливо заправлены,  и цепь натянута. Нужно заводить…

- Все казалось бы просто, все рассказано в инструкции. « Включите зажигание» - вероятно и уже понятно, однако зачастую об этом забывают и просто заливают свечу. «Закрыть воздушную заслонку и нажать десять раз насос для подкачки топлива…» -  не нужно подходить к данной процедуре, как к неприлежной истине.

Нажимайте до тех времени, пока топливо не покажется в прозрачном колпачке, однако и после этого нужно качнуть еще пору раз  - «перекачать» просто невозможно. «Установить рычаг газа в нажатом положении…» - нужно небольшая тренировка, после чего данная операция будет выполняться автоматически. Газовый фиксатор ломают, именно те, кто не разобрался в работе данного механизма.

- У множества бензопил «полугаз» будет фиксироваться автоматически при вытаскивании воздушной заслонки. В множестве инструкций указано: «Положите пилу на ровную твердую  поверхность, установите правую ногу в заднюю рукоятку…». Что делать, если под ногами снег или грязь, а на ноги одеты валенки, которые просто не лезут в ручку?

- Можно зажать заднюю ручку между колен или запустить с рывка. Но большая часть производителей официально не разрешают данные манипуляции.  Неопытным пользователям будет лучше следовать инструкции. По крайней мере, хотя бы первый пуск выполните в удобных условиях. 

- Далее по инструкции: «… несколько раз быстро дерните шнур стартера, пока двигатель не передаст первые вспышки…». Тут также есть тонкости?

- Первоначально выбираем слабину, т.е. добиваемся зацепления храпового колеса и кулачков стартера, и только после этого нужно «быстро дергать»…

- Что означает «быстро»?

- Например, для надежного пуска двигателя бензопил MaxCut серии 38cc, нужно при помощи стартерного механизма получить скорость 800 об/мин.

За обычным обращением в мастерскую с проблемой «не заводится», зачастую, стоит элементарное «заливание двигателя. Как гласит статистика американского сервиса, до 75 процентов возвратов новеньких бензопил напрямую связано с неспособностью владельцев запустить двигатель. (Нужно отметить, что пилы «у них» можно купить в супермаркете безо всякой проверки).

Следовательно, несколько раз «быстро» дернули, двигатель «пофыркал» и заглох. Это является нормальным. Устанавливаем воздушную заслонку на среднее положение, рывок, затем еще рывок – двигатель заработал, цепь побежала. Прогреваем несколько секунд, и переводим в режим холостого хода. Затем можно воздушную заслонку открыть полностью.

Во время повторного запуска горячего двигателя, перед тем как выполнять действия по «Руководству…», нужно попытаться запустить пилу из положения холостого хода обычным дерганьем «за шнурок». Когда движок еще горячий, он без труда заведется. Однако если нет, то, следовательно, он уже немного остыл, и нужно установить «полугаз» по инструкции. Но если трудности остались,  нужно покрутить по часовой стрелке винт холостого хода «Т». Не стоит бояться, от этого еще никому не стало плохо. Чем обороты будут выше, тем лучше будет заводиться пила. Индикатором «сверху» будет являться цепь – при холостом ходу она должна быть неподвижной.

- Иногда на новенькой пиле все нормально, а затем холостые обороты повышаются, и цепь начинает бежать…

- Это типично, бензопила прошла обкатку, и затраты на трение уменьшились. Необходимо немного убавить обороты.

- Иногда дергаешь, дергаешь, а бензопила все равно не заводится…

-  Это похоже на заливание свечи, данная  проблема распространена. Исправляется следующим образом: необходимо вывернуть свечу и просушить (не нужно прокаливать!), через отверстие свечи вылить лишнее топливо из цилиндра  и подождать полчаса.

Не нужно дергать стартер – это лишь увеличить число жидкости. Через полчаса установить свечу на место и повторить все сначала. В особо сложных случаях поможет запрещенный, зато эффективный прием – запуск бензопилы без глушителя. Но таким образом газовать можно лишь несколько секунд! 

-  А когда искры нет?

-  Тогда нужно проверить соединение высоковольтного провода к свече. Неисправности зажигания на новых пилах – это редчайшие случаи, прямая причина обращаться в гарантийную мастерскую. Проверять искру нужно только при помощи свечи, а не способом закорачивания высоковольтного провода на массе. 

- Допустим, заводить мы научились, проверили тормоз, пора бы, и начинать работать… Необходима ли «обкатка? Что в нее входит? От одних слышу, что обкатка не нужна вообще, вторые – что необходимо выжечь полный бак топлива на холостом ходу, иные  - что необходимо пилить под нагрузкой сорок процентов… как данные проценты измерить?

- Разными производителями даются разные рекомендации, но общим правилом будет:  обкатывать лишь на холостых нельзя. Emak в данном случае рекомендует чередовать работу на холостых с разгоном до максимум через каждые семь минут. Некоторые модели не обладают устройством, которое отключает подачу масла на холостом ходу, поэтому при обкатке все масло будет на полу (множество владельцев это воспринимают как поломку). На протяжении следующих 2 часов работы (или 3 топливных баков) советуется пилить древесину не более 12 сантиметров,  не надавливая на пилу. Наверное, что-то вроде этого и подразумевают те, кто рекомендует о 40% нагрузке.

Пилить  нужно лишь на полных оборотах! Когда цепь острая, то прикладывать какие-либо заметные усилия не нужно – пила сама «ведет». Осложнения начнутся с малейшим количеством песка или грязи, которые попадают на цепь. Бревно побывала на земле, с дороги полетела пыль – и скорость распиловки будет уже не та. Бывает, в пасмурный день, получается увидеть одиночную искру – значит, что цепь уже притуплена. В полевых условиях выручит круглых напильник, но известно из опыта работы, что нормальная заточка возможно лишь на станке.

Попадание земли также будет способствовать быстрому износу шины, ведущей звездочки и вытягиванию цепи. Что же делать? То же самое, что и на велосипеде. Промыть и высушить цепь, и смазать маслом.  А также очистить ведущую звездочку. Промыть шину, вычистить пазы и просушить, а кроме этого и прошприцевать ведомую звездочку.

- Как и чем можно прошприцевать?

- Прошприцевать можно консистентной смазкой, к примеру, ЛИТОЛом. При помощи простого одноразового шприца. Для большего удобства патрубок шприца можно надеть кусочек трубки немного длиннее патрубка. Он будет способствовать плотному контакту с шиной.

 

- Что еще нуждается в обслуживании?

- Воздушный фильтр. У пил Efco или Oleo-Mac он будет забиваться редко. Ни при каких обстоятельствах не переворачивайте его! Если засорится – выстирать и просушить,  сбрызнув моторным маслом для двухтактного двигателя и поставить на свое место. Нельзя пользоваться никакими иными материалами.

Топливный фильтр нужно извлекать согласно «Руководству…», отсоединять от шланга, присоединять отрезком подходящей трубки к одноразовому шприцу,  погружать в топливо и прокачивать. Если топливо будет подниматься сразу же за поршнем, то все в порядке. Если будет поднимать медленно и с пузырями, то нужно заменить фильтр. Монтируя фильтр обратно в бак, не следует допускать заламывания и перегиба шланга. Бак обладает сложной формой, поэтому нужно убедиться, что фильтр встал на свое место и с легкостью перемещается внутри.

Карбюратор. Регулировка в домашних условиях сводится к установки оборотов холостого хода при помощи винта «Т». Вращая данный винт по часовой стрелке, обороты будут увеличиваться до того момента, когда цепь будет подергиваться. Это и будет наибольший холостой ход. Затем нужно немного открутить винт до момента полной остановки цепи. Обороты холостого хода со временем  могут измениться  - можно смело крутить винт «Т». Для настройки остальных двух винтов простых советов нет, так что лучше оставить их регулировку специалистам.

Свеча зажигания. Любой автолюбитель знает, что делать с ней? А вот чего не нужно делать – расскажу. Свечу не нужно прокаливать – она этого не любит.  Не «настраивать» зазор до размера меньше рекомендованного – будет только хуже. Классическая схема действий: свечу нужно промыть в бензине, прочистить при помощи иглы, и зачистить мелкой наждачкой, проверить зазор, продуть и установить на место. Не нужно проверять присутствие  искры без свечи, потому что электронное зажигание рассчитано на некоторое сопротивление. Во время вытягивания стартерного шнура на всю длину должны виднеться несколько пробоев воздушного промежутка. Кстати сказать, проверку системы зажигания выполняют на специальной контрольной свече, которая имеет усиленную изоляцию и зазор шесть миллиметров. 

- Ну и в конце несколько слов о хранении бензопилы.

- Здесь все по инструкции. Выбрать топливо – обязательно! Выбрать мало – желательно, в особенности биоразлагаемое. Стоит добавить, что шину и цепь необходимо хранить отдельно. Если их хранить совместно, то они ржавеют, наверное, образуют электрохимическую пару.

 

« Вернуться
© Developed by CommerceLab